ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-107/19 от 02.07.2019 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2019 года г. Бузулук

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Баймурзаевой Н.А.,

при секретаре Мельниковой А.В.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, действующего на основании доверенности <адрес>4 от ** ** ****, представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности № от ** ** ****,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «МРСК Волги» филиал «Оренбургэнерго» об обязании произвести перенос ТП-6/0,4 кВ. на безопасное расстояние от границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «МРСК Волги» филиал «Оренбургэнерго» (далее - ПАО «МРСК Волги») об обязании произвести перенос ТП-6/0,4 кВ. на безопасное расстояние от границ земельного участка. Свои требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, юго-западная часть кадастрового квартала , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В ** ** **** году ПАО «МРСК Волги» было произведено строительство трансформаторной подстанции ТП-6/0,4 кВ. При этом расстояние от трансформатора до границы его участка составляет 3м. Кроме того, полагает, что поскольку трансформаторная подстанция сооружена без надлежащего оформления земельного участка является самовольной постройкой. Согласно ГОСТ 12.1.051-90 п.21 «Охранная зона вдоль воздушных линий электропередачи устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, относящими по обе стороны линии на расстоянии 10 метров от крайних проводов по горизонтали. Сооружением трансформаторной подстанции нарушены его права собственника на свободное использование земельным участком, а также невозможность сооружения на данном участке жилого дома и хозяйственных построек. В связи с чем, просить обязать ПАО «МРСК Волги» произвести перенос ТП-6/0,4 к.В на безопасное расстояние от границы земельного участка, принадлежащего ФИО1, расположенного по адресу: Оренбургская область, Бузулукский район, Палимовский сельсовет, юго-западная часть кадастрового квартала , а также взыскать в его пользу судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 16700 рублей, в том числе расходы на оплату государственной пошлины в размере 700 рублей.

После уточнения исковых требований окончательно просит обязать ПАО «МРСК Волги» произвести перенос ТП-6/0,4 к.В на безопасное расстояние от границы земельного участка, принадлежащего ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, юго-западная часть кадастрового квартала , а также взыскать в его пользу судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 20300 рублей, в том числе расходы на оплату государственной пошлины в размере 700 рублей.

Определением суда от 16 октября 2018 года к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены – Управление природных ресурсов администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, администрация МО Палимовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области.

Определением суда от 28.11.2018 года к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Западно-Уральское Управление Ростехнадзора.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ПАО «МРСК Волги» ФИО3, действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просил отказать, указывая на то, что согласования строительства трансформаторной подстанции с истцом ФИО1 не требовалось, поскольку она размещена на муниципальных землях, также не требовалось в силу п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство. В связи с поступлением от граждан заявлений на технологическое присоединение ПАО «МРСК Волги» обратилось в администрацию МО Палимовский сельсовет Бузулукского района по согласованию места размещения объектов электроснабжения. В связи с чем, постановлением от ** ** **** утвержден акт о выборе земельного участка с предварительным согласованием ПАО «МРСК Волги» места размещения земельного участка под объекты инженерного оборудования электроснабжения. На основании приведенного акта установления линия электропередач и трансформаторная подстанция. Поскольку сроки технологического присоединения составляют 6 месяцев, несоблюдение этих сроков приводит к нарушению законодательства. В настоящее время трансформаторная подстанция снабжает электроэнергией более половины населенного пункта. В данный момент ПАО «МРСК Волги» оформляет сервитут на земельный участок под трансформаторной подстанцией. Установка подстанции не нарушает прав истца, просто ограничивает строительство объектов недвижимости в охранной зоне.

Третьи лица - Управление природных ресурсов администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, администрация МО Палимовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, Западно-Уральское управление Ростехнадзора в судебное заседание своих представителей не направили, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

На основании ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение или имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ст. 264 ГК РФ).

Согласно положениям, ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктом 2 ст. 62 ЗК РФ предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала . принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ** ** ****, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ** ** ****, а также межевым планом от ** ** ****, выполненном кадастровым инженером ООО «Кадастровое Бюро» В.А.В.

По сведениям кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 56:08:1801001:2538 частично входит в зону: «Охранная зона электросетевого хозяйства ТП-31 Не-Палимосвкий, 56.** ** ****, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления «О порядке установления охранных зон объектов элетросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от ** ** ****.

Согласно п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 89 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством РФ.

На основании ответа администрации МО Палимовский сельсовет <адрес> от ** ** **** следует, что согласований ЗПО филиал ПАО «МРСК Волги» по установке трансформатора тока напряжения около земельного участка с кадастровым номером не проводилось.

Из письма администрации МО Бузулукский район Управление природных ресурсов от ** ** **** следует, что администрацией МО Палимовский сельсовет были выданы постановления о разрешении использования части земельного участка, из земель государственная собственность на которые не разграничена, для строительства ВЛИ -0,4 кВ, без предоставления земельного участка, на срок 1 месяц. Факт установления ТП с администрацией МО Бузулукский район, не согласован.

Из ответа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) Западно-Уральское Управление от ** ** **** о рассмотрении обращения ФИО1, установлено, что территория <адрес> поделена на кадастровые участки. Строительство домов осуществляется лишь на некоторых из них. Для электроснабжения указанного района Западным производственным отделением филиала ПАО «МРСК Волги»-Оренбургэнерго» (по инициативе администрации) введена в эксплуатацию в установленном порядке линия электроснабжения 10-0,4 кВ и трансформаторная подстанция с разработкой проекта. Согласно требованиям, п. ** ** **** Правил устройства электроустановок, расстояние от жилых зданий до трансформаторных подстанций следует принимать не менее 10 м. В настоящее время признаков нарушения данных требований не обнаружено.

На основании постановления администрации МО Палимовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области от ** ** **** разрешено Западному производственному отделению филиала ПАО «МРСК Волги»-Оренбургэнерго» использование части земельного участка, расположенного в юго-западной части земельного участка с кадастрового квартала 56:08:1801001, общей площадью 1829 кв.м. (ведомость координат характерных точек границ и схема расположения земельного участка указаны в Приложении), для строительства ТП-6/0,4 кВ, ВЛИ-0,4 кВ, ВЛ-6кВ от Д-6 кВ Не-Палимовский ПС Ново-Елшанская, 110/6 кВ, в целях электроснабжения жилого дома с хоз. постройками, сроком на 1 месяц.

В соответствии с рабочей документацией «Электроснабжение 16-0090-ЭС» Строительство ТП-6/0,4 кВ, ВЛИ-0,4 кВ, ВЛ-6кВ от Д-6 кВ Не-Палимовский ПС Ново-Елшанская, 110/6 кВ установлено, что проект электроснабжения выполнен на основании: договора на технологическое присоединение от ** ** **** филиал ПАО «МРСК Волги»-«Оренбургэнерго»; технического задания на проектирование, выданного Западным ПО филиал ПАО «МРСК Волги»-«Оренбургэнерго».

Данным проектом выполнен монтаж трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ мощностью 100 кВА для возможности электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, земельный участок с кадастровым номером . Максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя – 14 кВт; Напряжение – 6/0,4 кВ; Категория по надежности электроснабжения – III; Протяженность трассы ВЛЗ-6 кВ-191,0 м.; Протяженность трассы ВЛИ-0,4 кВ – 200,0 м.; Качество и тип устанавливаемых ТП – МТП-6/0,4 кВ мощностью 100 кВА – 1 гт. Проектом предусмотрено строительство трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ. К установке принята однотрансформаторная подстанция мачтового типа, с герметичным трансформатором ТМГ, мощностью 100 кВА МТП-6/0,4 кВ, устанавливается на двух стойках СВ 105-5. МТП-/0,4 кВ выполнена согласно типовому проекту ОТП.С.03.61.07(u). Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом Трансформаторной подстанции (РП)6-10/0,4 кВ.

В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 18.1 Закона Оренбургской области от 21.02.2007 года № №1037/233-IV-ОЗ (в ред. от 20.05.2017 года) «О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области» выдача разрешений на строительство не требуется в случаях строительства, реконструкции в границах населенного пункта: сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-,газо-,электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.), предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения, реконструируемого объекта, объекта незавершенного строительства) до точки подключения к системам тепло-, газо, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.

Таким образом, поскольку строительство трансформаторной подстанции осуществлялось как часть объекта инженерного оборудования электроснабжения конкретных жилых домов, расположенных в границах населенного пункта, разрешение на строительство трансформаторной подстанции как самостоятельного объекта не требовалось.

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки

Поскольку трансформаторная подстанция установлена на земельном участке, отведенном для этой цели согласно акту выбора земельного участка, приведенное сооружение не является самовольным.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Согласно п. 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Из требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, являющихся приложением к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте «а» настоящего документа, применительно к высшему классу напряжения подстанции. При проектном номинальном классе напряжения 1-20 кВ расстояние составляет 10 (5 - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов) метров.

По ходатайству истца по гражданскому делу определением суда от ** ** **** была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено эксперту Бузулукского филиала Союза «ТПП Оренбургской области» П.А.В..

Согласно заключению эксперта от ** ** **** следует, что в ходе судебной экспертизы, проведенной в соответствии с определениями судьи Бузулукского районного суда <адрес> Баймурзаевой И.А. от ** ** ****, ** ** **** по гражданскому делу № 2(1)-107/19 по иску ФИО1 к ПАО «МРСК Волги» филиал «Оренбургэнерго» об обязании произвести перенос ТП-6/0,4 кВ. на безопасное расстояние от границ земельного участка, выполнены необходимые замеры и сделаны следующие выводы:

Вопрос :

Расположены ли границы земельного участка, с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в пределах охранной зоны объекта-трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ мощностью l00кBA Не-Палимовский ПС «Ново-Елшанская», дата постройки -2016 год, принадлежащей ПАО «МРСК Волги»?

Ответ: По результатам кадастровых работ выявлено:

Часть участка с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, Палимовский сельсовет, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала , площадью 107 кв.м расположена в пределах. Охранная зона инженерных коммуникаций .** ** **** Наименование: Охранная зона объекта электросетевого хозяйства ТП-31 Не-Палимовский.

Вопрос:

Нарушены ли при возведении объекта-трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ мощностью 100 кВа Не-Палимовский ПС «Ново-Елшанская» требования строительных, градостроительных, землеустроительных и иных обязательных норм, и правил?

Ответ:

При возведении объекта-трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ мощностью 100 кВа Не-Палимовский ПС «Ново-Елшанская» требования строительных, градостроительных, землеустроительных и иных обязательных норм, и правил не нарушены, так как на момент строительства объекта на расстоянии 10 метров отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, что не нарушает пункты 4.2.131, 4.2.68. Правил устройства электроустановок от 20.Об.2003г. №242.

Указанные требования строительных, градостроительных, землеустроительных и иных нормы и правил не могут быть применены в данной спорной ситуации, поскольку на земельном участке отсутствуют строения и отсутствуют разрешительная документация на строительство индивидуального жилого дома.

Вопрос №З:

При наличии нарушений, возможно ли использование земельного участка с кадастровым номером: 56:08:1801001:2538, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> по его прямому назначению (жилищного строительства)? Какие имеются способы их устранения?

Ответ:

В связи с тем, что на земельном участке отсутствуют строения (незавершенный строительством жилой дом, жилой дом, и иные постройки), определить наличие нарушений не представляется возможным.

Вопрос №4:

Создаёт ли угрозу сохранение объекта-трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ мощностью 100 кВа Не-Палимовский ПС «Ново-Елшанская» для жизни, здоровья людей, риск причинения имущественного ущерба?

Ответ:

Сохранение объекта-трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ мощностью 100 кВа Не-Палимовский ПС «Ново-Елшанская» угрозу для жизни, здоровья людей создавать не будет, при условии соблюдения расстояния от жилого дома до трансформаторной подстанция 6/0,4 кВ, в соответствии с п.4.2.68 «Правил устройства электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 20 июня 2003 года N 242; либо при замене силового масляного трансформатора на сухой силовой трансформатор и при соблюдении расстояния от жилого дома до трансформаторной подстанции -6/0,4 кВ в соответствии с ПУЭ 4 4.2.131, расстояние от жилого дома до трансформаторной подстанции, следует принимать 10 метров.

На момент проведения экспертизы сохранение объекта-трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ мощностью 100 кВа Не-Палимовский ПС «Ново-Елшанская» для жизни, здоровья людей, риска причинения имущественного ущерба угрозу не создаёт, в виду отсутствия в охранной зоне трансформаторной подстанции объектов недвижимости.

Из установленных судом обстоятельств следует, что указанная трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ мощностью 100 кВа Не-Палимовский ПС «Ново-Елшанская» не препятствует использованию ФИО1 земельного участка по назначению и для возведения на нем строений.

Кроме того, согласно пункту 4.2.131 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 № 242, по условию пожарной безопасности подстанции должны быть расположены на расстоянии не менее 3 м от зданий I, II, III степеней огнестойкости и 5 м от зданий IV и V степеней огнестойкости. Вместе с тем, какие-либо здания на земельном участке, принадлежащем истцу, отсутствуют, следовательно, оснований для утверждения о несоблюдении приведенных положений Правил устройства электроустановок у суда не имеется.

Способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения. В данном случае, суд приходит к выводу, что характер нарушения прав истца путем возникновения охранной зоны не соответствует способу защиты права, поскольку восстановление нарушенных прав путем переноса или сноса трансформаторной подстанции приведет к отключению электроснабжения объектов, подключенных к приведенной трансформаторной подстанции.

Поскольку избранный истцом способ самозащиты несоразмерен нарушению и выходит за пределы действий, необходимых для его пресечения, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Таким образом, следует отметить, что какие-либо доказательства реального нарушения прав истца возведением трансформаторной подстанцией суду не представлены.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к публичному акционерному обществу «МРСК Волги» филиал «Оренбургэнерго» об обязании произвести перенос ТП-6/0,4 кВ. на безопасное расстояние от границ земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.А.Баймурзаева.

Решение в окончательном виде принято 05.07.2019 года.